×

Страховщики встали под загрузкой

Страховщики встали под загрузкой

В сегменте страхования грузов обострилась конкуренция

По итогам неполного 2025 года рынок страхования грузов показал лишь символический рост. Это связано со снижением грузопотоков, а также обострением конкурентной борьбы. В результате лидеры сегмента продемонстрировали существенное снижение показателей, тогда как менее крупные игроки многократно их нарастили. Вместе с тем в 2026 году эксперты ожидают роста рынка, однако это может сопровождаться сокращением числа участников.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран

placeholder Страховщики встали под загрузкой

KMO_202684_00052_1_t222_193820 Страховщики встали под загрузкой

Фото: Василий Шитов, Коммерсантъ

Фото: Василий Шитов, Коммерсантъ

В уходящем году рынок страхования грузов резко сбавил темпы роста. По итогам девяти месяцев 2025 года объем сборов увеличился на символические 0,7%, составив 37,4 млрд руб., следует из данных ЦБ. В предшествующие три года темпы роста были двузначными, в среднем — более 30% за год.

Эксперты обращают внимание на сокращение объема перевозок. Общий объем перевозок в России в январе—сентябре 2025 года снизился на 5,2%, до 930 млн тонн, следует из отчета агентства INFOLine.

Показатели грузооборота снижаются, поскольку увеличивается стоимость груза в связи с курсовыми разницами и инфляцией, поясняет руководитель департамента страхования имущественных рисков «Нобилис Страховые брокеры» Анна Дяченко. «Бизнес пересматривает свои страховые программы, оптимизирует их — там, где раньше заключалось несколько договоров с небольшими страховыми суммами и премиями, заключается один, но уже со значительно большей суммой покрытия и, соответственно, с большей премией»,— отмечает совладелица страхового брокера Mains Екатерина Юмашева.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран

placeholder Страховщики встали под загрузкой

str Страховщики встали под загрузкой

placeholder Страховщики встали под загрузкой

str Страховщики встали под загрузкой

Изменилась и структура страхуемых грузов. «Сейчас страхуются преимущественно дорогостоящие грузы, тогда как мелкие перевозки уходят в сегмент низкого риска или остаются незастрахованными»,— отмечает руководитель управления страхования грузов компании АСТ Михаил Костяной. Это связано с удорожанием перевозимых товаров и возрастанием рисков при транспортировке, поясняет он.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран

placeholder Страховщики встали под загрузкой

sstr Страховщики встали под загрузкой

placeholder Страховщики встали под загрузкой

sstr Страховщики встали под загрузкой

Однако этот сегмент страхования остается привлекательным. Страхование грузоперевозок является наиболее предсказуемым, поскольку каждый полис приобретается для конкретной перевозки и время реализации риска меньше, чем в других видах, где полис действует минимум год, поясняет страховой эксперт Александр Медведев. По его оценке, средний уровень убыточности в сегменте составляет 5%. При этом, по данным Всероссийского союза страховщиков, убыточность в целом по рынку «не жизни» по итогам девяти месяцев 2025 года превысила 57%.

На этом фоне обостряется конкуренция, что сказалось на расстановке сил в сегменте.

Так, согласно опубликованной отчетности, лидеры прошлого года («Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование») снизили привлечение премий на десятки процентов. При этом сборы менее крупных игроков этого сегмента («Баланс Страхование», «Сбербанк страхование», АСТК и др.) показали значительный рост, порой в несколько раз.

«Идет буквально борьба за каждого клиента»,— отмечает начальник отдела страхования грузов «РЕСО-Гарантии» Андрей Анохин. Она выражается во включении в страховые программы различных дополнительных рисков, а также во введении дополнительных цифровых сервисов для клиентов, перечисляет он. В целом средний тариф на автомобильные перевозки стандартных генеральных грузов по территории РФ составляет 0,04–0,05% от стоимости груза, при этом тариф на морские перевозки сырьевого экспорта с военной премией составляет от 0,1% и порой превышает 0,25%, отмечают в «Совкомбанк Страховании».

Вместе с тем эксперты ожидают, что в 2026 году рынок должен оживиться. Михаил Костяной оценивает, что объем рынка вырастет на 15–20%, причем «главными драйверами роста станут дальнейшее повышение стоимости товаров, инфляционное давление и изменение налоговой нагрузки». При этом он ожидает продолжения снижения количества договоров примерно на 10–15%. В этих условиях нельзя исключать ухода из сегмента ряда небольших игроков, считает финансовый эксперт Андрей Бархота. «Сначала страховщики пытаются адаптировать свою бизнес-модель под новые условия, оптимизировать расходы, но если фундаментально они не выживают, то бизнес продается более крупному и сильному игроку»,— констатирует он.

Юлия Пославская

Источник

Share this content:

Отправить комментарий